Голландское путешествие "Голландской рулетки" Вы, друзья, наверняка задаетесь вопросом, почему наша Рулетка называется Голландской. Наш коллектив модераторов тоже долго мучился любопытством — пока наконец не связался с создательницей игры Еленой Фельдман и не спросил у нее напрямую. Елена тут же схватилась за голову и за поясницу одновременно и ответила, что у нее склероз, артроз и ревматизм и вообще "чего вы хотите от старой больной женщины, надо было приходить с такими вопросами десять лет назад". В итоге происхождение нашего названия осталось тайной, укрытой мраком, — однако за десять лет мы так с ним сроднились, что после выхода "Пути творчества" решили непременно съездить в Голландию и там торжественно отфотографировать книгу на фоне всех голландских пейзажей, которые попадутся нам на глаза.
К сожалению, гонорара за рукопись хватило лишь на перелет компанией "Победа", на авиарейсах которой разрешена только ручная кладь. Поэтому в аэропорту у нас отобрали не только этюдник и укулеле, но и нашу любимую книжечку, которая весит всего-то полкило (увы, даже это оказалось слишком много!). Мы, конечно, расстроились, но решили, что такие мелочи нас не остановят — и что мы тогда будем ездить по Голландии и читать везде макет, который при верстке вычитывали уже три раза, но четвертый никогда не помешает (вдруг случится переиздание?). Всего мы привезли из путешествия порядка 1800 фото, из которых со страшными мучениями и спорами отобрали 25. Надеемся, что они вам понравятся, — а если вы захотите узнать о каком-то месте подробнее, обязательно напишите в комментариях, и мы постараемся всё рассказать.
Прилетели мы в аэропорт Схипхол, от которого до Амстердама ходит быстрая удобная электричка. Забросили вещи в отель, еще раз пожалели, что у нас отобрали этюдник (а мы так хотели устроить на каком-нибудь мосту голландский пленэр!) и пошли гулять по знаменитым амстердамским каналам, которые серебряными кольцами опоясывают весь центр города.
↑ Знаете, почему исторические домики такие узкие? В старину налог платили не по площади дома, а по ширине фасада, поэтому зажиточные амстердамцы старались строить свои особняки узкими спереди и очень длинными вглубь. Внутренняя планировка у них такая же: длинные узкие комнаты, похожие на пенал, и тесные лестницы, на которых с трудом разойдутся два человека. Естественно, что крупную мебель или, например, рояль в такой дом не затащишь — поэтому под крышами многих из них до сих пор можно увидеть выступающие чугунные крюки. Раньше через них перекидывали веревку и поднимали шкафы и обеденные столы прямо в окно (теперь, в общем-то, тоже — просто используют для этого подъемный кран).
Интересно, что на окнах в жилых домах традиционно нет штор. Таким образом голландцы как бы демонстрируют, что они честные люди и им нечего скрывать.
По берегам каналов можно увидеть стоянки для велосипедов. На них тут ездят абсолютно все (по статистике, велосипедов в Амстердаме больше, чем жителей), для велосипедистов выделены самые широкие дорожные полосы, и гоняет народ по ним на такой скорости, что мы первые полдня только и успевали выскакивать из-под колес.
Красоты красотами, а одним искусством сыт не будешь. То ли дело вафлями и блинами! Удивительно, но в Нидерландах это национальные блюда: вафли здесь подаются со всевозможными начинками и подливками (мы взяли бананово-сливочные), а блины ничуть не напоминают наши скромные трубочки. Нет, голландские блины несут свое звание гордо! Подают их на огромных блюдах, словно пиццу, и есть их полагается так же — не сворачивая, а отрезая ножом по кусочку. Так что вроде как и десерт, а сытный, будто навернул тарелку борща.
Подкрепившись, идем гулять дальше! По ощущениям, мы эти каналы обошли раз триста — настолько они очаровательные, с уникальным характером каждого домика и толстыми чайками на баржах, которые откровенно нам позировали и разве что не совали клюв в камеру.
По дороге с восторгом наткнулись на магазин русской литературы и целую полку с переводами Пушкина. Видите, как пишется здесь его фамилия? Поэзкин! Ну ладно, ладно, на самом деле мы знаем, что по-нидерландски это читается иначе, но совпадение все равно забавное.
Это уже сухопутный (если так можно выразиться) центр города, улица неподалеку от памятника Анне Франк. В Голландии та пользуется невероятной любовью всех жителей, так что билеты в ее музей нужно покупать за три месяца, а не за два дня, как в музей Ван Гога (к сожалению, фотографировать в нем оказалось запрещено, поэтому снимков с Ван Гогом тоже нет).
Как ни странно, в Амстердаме очень сложно найти панорамный вид, потому что в городе практически нет смотровых площадок. Чтобы сделать снимок сверху, нам пришлось пойти на небольшую хитрость: разыскать и посетить одно из трех (!) кафе, которые располагаются на верхних этажах. Видите туманные башенки вдали? Это купола музейного комплекса Рейксмузеум (Rijksmuseum), напротив которого и находится предыдущий пункт нашей программы — музей Ван Гога. А светлые остроугольные крыши внизу — цветочный рынок. Весной он весь завален знаменитыми голландскими тюльпанами, но мы приехали в ноябре, так что купить там можно было только луковицы. Интересно, что высаживать их полагается именно сейчас, перед холодами: только промерзнув в жесткой земле всю зиму, луковицы дадут прекрасные цветы. В тепле же они не цветут вовсе, и это так напоминает творческий путь некоторых людей искусства, что мы, узнав об этом факте, некоторое время потрясенно молчали.
Пирог, кофе и открывающая иллюстрация к январской главе "Откуда берется вдохновение?"
Вернулись к отелю по темноте. В сумерках Амстердам расцветает янтарными окнами и становится еще камернее и уютнее — вылитая коробка с печатными пряниками. Если добавить сюда крики чаек и запах прохладной чистой воды, картина становится совсем завораживающей.
Гуляли мы допоздна, так что утром с трудом встали, чтобы ехать в Гаагу. Если Амстердам — культурная столица страны, то Гаага — ее политический центр. Именно здесь заседает нидерландский парламент, живет король Виллем-Александр и находится всем известный суд ООН. Главная достопримечательность города — строгий, но очень красивый дворцовый комплекс Бинненхоф (это его вы можете видеть на фотографии выше). Среди зданий из шоколадного кирпича спрятались несколько министерств, но внутренний двор открыт абсолютно для всех желающих, и там можно свободно фотографировать.
Мы, конечно, не упустили случая заглянуть внутрь — а заодно и запечатлеть главу "Бесконечный диалог искусств" на фоне Министерства по общим вопросам.
Этот золотой фонтан был построен и подарен городу в 1885 году гаагской буржуазией. Сверху его украшает статуя короля Виллема II Оранского (простите, он в кадр не влез), а снизу — позолоченные фигурки борзых, любимых собак монарха. На заднем плане — Рыцарский зал (Ridderzaal) XIII века, который много раз перестраивался и на протяжении веков использовался то как больница, то как книжный магазин. Сейчас там заседает правительство, а король в каждый третий вторник сентября произносит торжественную речь.
Вдохновляющие дела на самом вдохновляющем фоне! Вы ведь помните, что каждый месяц в книге предваряет список из 30 воодушевляющих идей, которые кого угодно выведут из творческого ступора?
Если выйти из Бинненхофа к набережной, можно увидеть такую декоративную тележку с красно-бело-синим флагом Нидерландов и резной селедкой. Это еще одно национальное блюдо и символ Голландии. Вот как в России люди часто перекусывают пирожками или сосисками в тексте, так в Голландии все постоянно жуют селедку — она тут недорогая и очень вкусная. К сожалению, у одной из наших модераторов оказалась полная непереносимость рыбы (и даже ее запаха), поэтому мы немедленно открыли главу "Творческий кризис" и немного ее почитали в знак солидарности.
Площадь Plein ("Квадратик"), которую наполовину занимают правительственные здания, а наполовину рестораны. Как можно заметить, дома в Гааге почти такие же, как в Амстердаме, но в центре города нет каналов и намного меньше туристов, а сама атмосфера ощущается совсем другой — более собранной и сосредоточенной, но при этом утонченной. Сразу чувствуется, что тут люди делом занимаются.
На площади Плейн нашему рыбонетерпимому модератору наконец полегчало. В честь этого мы обрадованно запечатлели июльскую главу "Творчество как образ жизни" и все-таки отыскали местечко перекусить.
Им оказалось кафе, где подают картошку, картошку и ничего, кроме картошки! В Голландии это еще одно национальное блюдо, которое местные жители заправляют самыми разнообразными соусами. Нам к двум порциям выдали аж четыре вида, причем по вкусу мы узнали только ореховый. Как вы догадываетесь, здесь мы просто обязаны были почитать главу "Маленькие секреты большого мастерства", которую открывает очень увлеченный бариста в фартуке. А что? За прошедшие годы мы неоднократно подчеркивали, что кулинария — еще какое творчество, вот и в книге ей посвящено несколько статей.
Наконец главная цель нашего визита в Гаагу — парк миниатюр "Мадюродам"! Разные участки изображают разные города Голландии, а между ними по маленькой железной дороге ездит и свистит настоящий поезд. Интересно, что миниатюры не совсем крохотные, как мы привыкли, а где-то по пояс зрителю, так что на их фоне буквально ощущаешь себя Гулливером в стране лилипутов.
Узнали здание? Да, это Бинненхоф в миниатюре.
Особенно забавно в парке смотрятся чайки-великаны и утки ростом в два этажа.
Очень сильное впечатление производят миниатюрные мельницы: кажется, будто они не маленькие, а большие, просто вдалеке.
Нагулявшись по парку, возвращаемся в центр города. Помните, мы говорили, что в Голландии на велосипедах ездят абсолютно все? Так вот, чайки — тоже.
И еще немного Бинненхофа перед поездом в Амстердам. Впереди еще два дня в самом замечательном на земле городе (нет, все-таки не зря наша Рулетка называется Голландской!), но это уже совсем другая история...